Nytt Land
Дата
17 Мая 2024
Площадка
Сердце - культурный центр
Город
Санкт-Петербург
Организатор
MadStream Booking
Зов предков
Есть группы, которые стоит услышать вживую и которых легко представить на лоне природы – там, где зарождаются их напевы. К таким группам относится омская команда «Nytt Land», которая выступила на петербургской сцене 17 мая 2024 года, а также их специальный гость из Тулы – коллектив «YARuGA». Объединяет данные группы общий интерес к древним северным культурам, обращение к их истокам, погружение в историю, мифологию и поиск способа их изложения. У каждого он найден свой, но едина суть – музыканты являются проводниками в те миры, о которых они рассказывают в своем творчестве. И выполняя функцию проводника, они обращаются к старым традициям и выбирают для путешествия шаманские и жреческие одеяния. Это мощные и проверенные временем архетипы, понятные на уровне сохранившихся издревле инстинктов. Пришедшие на концерт готовы слушать, готовы погружаться в транс, соединять свои сердечные ритмы в едином потоке, который задаётся ударными инструментами и мелодичными напевами.
«Соснам вторит стон ветров,
С неба льётся тихий рокот –
Значит бубен мой готов
Издавать вселенский шёпот»
YARuGA выступают первыми, зажигая интерес собравшихся сюжетным рассказом-приключением. Основатель коллектива Денис Бривин общается со зрителями – подготавливая переходы от песни к песне пояснениями, о чём она будет рассказывать и какую ступень погружения нужно преодолеть, чтобы лучше её ощутить. Пятеро музыкантов одеты в чёрное, их головы венчают маски – черепа животных с рогами и длинными клыками, у каждого свой зверь – отсылка к теме тотемов. Лицо барабанщика заслоняет повязка с длинной непроглядной бахромой – по традициям лицо (особенно глаза) шамана, общающегося с миром духов, должно быть закрыто от посторонних взглядов (для защиты онных). Задающий ритм в любом музыкальном таинстве и ритуале является важнейшим звеном.
Ритм задаёт нужное настроение, раскачивает через сочетание с биением сердец, сонастраивает всех тех, кто оказывается среди слушателей. Зрители завороженно наблюдают за музыкантами и покачиваются, вторя ударам барабанов и вслушиваясь в тексты, что ровными напевами стройного многоголосия доносят до собравшихся. Песни группы звучат на русском языке, в их содержании переплетаются мифологии разных народов, а общая манера их исполнения схожа с древними языческими обрядами. Тягуче, волево, вкрадчиво, маняще – голоса музыкантов погружают внутрь той истории, что передана словами и сопровождается замысловатым музыкальным звучанием.
При записи группа YARuGA использует кравик-лиру, тагельхарпу, древнерусский гудок, лировидные гусли и многочисленные духовые инструменты. На сцене задействованы барабаны, варган и карникс – огромная кельтская военная труба времен бронзового века, её навершие выполнено в виде головы кабана. Многие инструменты, включая карникс (сделанный в точности по аналогии с археологической находкой) музыканты изготавливают сами в своей мастерской. Среди поющих музыкантов есть девушка с высоким голосом, вокальные возможности коллектива весьма широки, пение звучит одновременно на нескольких частотах и способствует воображению, которому предлагают проделать путь через разные миры в поисках своего предназначения.
«То, что было сокрыто.
Первые руны,
Чтобы пробудить от древнего сна.
Голосами дремучих северных лесов
Громче прежнего»
Совершив совместное путешествие со слушателями, YARuGA уступает сцену коллективу Nytt Land – на передний план выставляется микрофонная стойка, окутанная тонкой паутиной белой сети, рядом с микрофоном закреплен олений рог. Барабанная установка располагается у задника, рядом с ней в полутьме поставлен стул для музыканта Анатолия Пахаленко – он исполняет как вокальные партии (в основном рычащие низкочастотные и горловые), так и музыкальные, чередуя среди инструментов смычковую лиру и несколько видов флейт. Музыкантов всего трое, но они держат внимание публики ничуть не слабее своих ярких предваряющих гостей.
Группа Nytt Land зародилась в сибирских землях, начав активную деятельность десятилетие назад и успев приобрести известность, выступая не только сольно, но и на многочисленных крупных мировых фестивалях. Большинство композиций, которые исполняют музыканты, имеют англоязычное название и основаны на оригинальных текстах северного эпоса (например, на «Старшей Эдде»). В основном это древненорвежский и древнеисландский языки. В одном из интервью Наталья Пахаленко делится тем, что для неё первична фонетика – звучание слов, вместе с которыми сохраняется и их энергетика, их изначальный исторический посыл.
Исполнительница предстаёт на сцене в образе шамана – размашистые лоскуты ткани скрывают тело, верх лица полностью закрывает маска, выполненная в виде человеческого черепа. Её инструмент не только голос, обладающий удивительным диапазоном, но и настоящий шаманский бубен (в культурной традиции считающийся средством передвижения по мирам). Здесь нет места для заигрываний с публикой, пришедших на концерт погружают внутрь настоящего древнего ритуала, стирая грани времени и пространства. Записанные вживую звуки природы звучат из колонок, помогают переместиться сознанием ближе к своим истокам и корням. Собравшиеся погружаются внутрь эпоса, ведомые первобытной магией, заложенной в самих песнях и усиленной музыкальной аранжировкой.
Наталья использует необычную для женщины технику горлового пения – низко звучащее каргыраа, одновременно при таком пении выдается три звука: основной тон, хрип и обертон, меняющий мелодию. За счет контрастного чередования данной техники с более классическим для женского исполнения традиционным фольклорным вокалом, воспринимается происходящее на сцене как настоящий обряд с присущими ему невероятными чудесами и погружением в мир архаики и духов.
Звучание бубна в сочетании с современными ударными и традиционными старинными инструментами, а также обращение к нескольким музыкальным жанрам в тесном переплетении создают неповторимую атмосферу смешения времён, в котором с восторгом растворяется благодарная публика. Кто-то глубоко погружен в себя, а кто-то срывается в танец, проявляя заложенную в нашу природу первородную дикость, пробуждается от транслируемого со сцены зова предков. Закончив свой стилизованный ритуал, музыканты покидают пространство без лишних слов, на бис не выходят – это разрушало бы цельность их повествования. Постепенно публика успокаивается и покидает клуб с символичным названием «Сердце».
Фото: Марика Марвин
Текст: Екатерина Лозовая
Выражаем благодарность MADSTREAM BOOKING AGENCY за предоставленные аккредитации.