MetalKings: Первой вопрос, предстоящий новый альбом?
Л.Н.: Вообще ничего не буду говорить, боюсь сглазить. Надеюсь, 15 октября он выйдет, все услышите, как я и обещал.
MetalKings: Первый концерт будет в Петербурге?
Л.Н.: Мы обычно, когда играем концерт презентацию нового альбома, не играем его ни в Питере ни в Москве. Мы всегда стараемся начать там, где у ребят мало возможности нас послушать в живую.
MetalKings: Насколько я слышал он выходит на виниле?
Л.Н.: Не успеваем мы винил напечатать, потому что мы его только сводим. Сейчас все находится на стадии понимания вообще, что мы записали. У нас остается месяц до выхода, а мы только сейчас осознаем, что мы сделали. У нас очень мало времени представить все так, как мы хотим. У каждого члена группы, я уверен, эта пластинка в голове по-своему играет. Песни одинаковые для всех, но я уверен, что у Егора она звучит по-одному аранжированная, у Бендера по-третьему, у Дениса по-четвертому. Но я доверяю нашему звукорежиссеру Игорю и Денису, конечно, они за звук отвечают, они талантливые парни. Я могу сказать одно: это будет наш самым поп-альбом. Он сильнее будет поп, чем альбом «2084». Просто «2084» это позитивные поп песни, а тут будет минорный поп-альбом, трагичный я бы сказал.
MetalKings: А если сравнить с Ультиматумом?
Л.Н.: Это будет совсем другой, поэтому нам тяжело переключиться. В какой-то момент у нас застопорилась все, я и думал в чем же дело, почему не получается, что мы не правильно делаем? А потом я понял, что мы такого альбома ни когда не записывали. Понимаешь, для нас каждый новый альбом это как в воду прыгнуть первый раз. Поэтому мы и экспериментируем со стилями, просто не интересно делать одно и то же. И каждый наш альбом это для нас как урок. Для меня, например это так. Каждый раз, когда принимаешь решение записать альбом, думаешь: «Ну, сейчас я все сделаю за 2 дня», а потом выясняется что ты это ни за 2 дня, ни за 2 года, ни за 2 жизни не сделаешь. И ты вынужден вырезать из этого альбома, вырезать и выкидывать, ради того чтобы это только вышло. И вот сейчас каждый из нас с этой дилеммой сталкивается. Потому что если каждый из 4х будет накачивать своих идей в этот альбом – он лопнет. Одной идеи не будет, будет 50 идей и они все будут не интересные. Как в басне Крылова «Лебедь рак и щука». Тут нужно вовремя сманеврировать, не брать на себя диктаторские полномочия, но до какого-то момента, когда надо сказать: «Так, стоп. С этого момента у нас осталось 2 недели, и мы все остановились с экспериментами, мы просто сводим альбом». Я это сказал, на самом деле, только 2 дня назад, сам себе. «Хватит экспериментов – теперь мы сводим альбом» тем более все записано, так как мы хотели в «Доме композиторов» и надеюсь, будет сведено, так как мы хотим.
MetalKings: Если я правильно понял это твой первый эксперимент, где ты больше участие в создании музыки принимаешь.
Л.Н.: Нет. Я все время принимаю очень большое участие, я просто задвигаюсь иногда из скромности. Я бы никогда не выпустил альбом, который мне бы не нравился. Я всегда принимаю живейшее участие и жесткое. До альбома «2084» это были диктаторские полномочия фактически. Я сам говорил, что кому писать и как. Практически все идеи были мои и я их реализовывал. Но с альбома «2084», я осознал, что я не певец, во-первых. Из меня певец как из промокашки музыкант. Но мне приходится петь, потому что таковы условия нашей жизни. Я не знаю, кто бы еще мои песни спел лучше меня. Поэтому я пока и пою. Если может, найдется тот, кто сделает это лучше, я с удовольствие отдам ему все свои песни.
MetalKings: Весной ты как то сказал, что начал писать новую большую поэму.
Л.Н.: Ну она валяется где-то, но сейчас не до нее. Для меня сейчас альбом главное. Приоритеты четко расставлены. Но все равно мы пока должны понять, что сейчас происходит в окружающем нас мире, прежде чем вообще писать. Я сейчас вообще не могу писать. Можно писать после Освенцима? Вот какой вопрос сейчас стоит перед настоящей творческой личностью. Я имею ввиду не Освенцим, все понимают, о чем я говорю.
MetalKings: На мастеринг и сведение нового альбома вы собирали деньги на Планета.ру, и вроде бы успешно все прошло.
Л.Н.: Да, за месяц, ребята нам дали денег. Всем спасибо хочу сказать. Приятно, что наши слушатели так откликнулись и то, что им, так же как и нам важен новый альбом.
MetalKings: В продолжение темы. Насколько я знаю, все тиражи твоих книжек закончились, и вопрос о переиздании сейчас встает?
Л.Н.: Да, «Нулевые» хочу переиздать, может даже через Планета.ру. Не хотелось бы зависеть от мнения издательств никаких, хотелось бы это сделать самому. Пока что такие возможности есть, через год может уже не будет, это уже отчетливо понятно. Я хочу это сделать, потому что увидел, что люди мою книжку старую перепродают за безумные деньги, мне это не нравится. Хоть я и клялся, что ее не буду переиздавать, но я не ожидал такой популярности. Хотел что бы это бы так маргинальным жестом, но почему то это стало популярным. Может потому, что на фоне нашей интеллигенции я выгляжу самым настоящим интеллигентом (смеется).
MetalKings: Только «Нулевые» или все книги?
Л.Н.: Нет, зачем все? «Медея» еще не вся распродана, а «Гербарий» я вообще не люблю как книгу. Там черновики собраны, мне это не интересно, я не считаю ее какой-то хорошей книжкой. Мне не интересно ее переиздавать. А вот «Нулевые» я просто вижу, что люди хотят книгу получить, а у них нет возможности. Я вот сейчас напечатаю ее, если получится, через краудфандинг, и там будет хорошо видно нужно это кому-то. Мы вот когда попросили деньги на мастеринг, мы не ожидали, что так быстро денег дадут, за месяц-полтора!. Тогда я и подумал, почему бы так и с «Нулевыми» не поступить. Но честно, сейчас мне не до этого. Я завален этим альбомом. Он стоит передо мной как призрак отца Гамлета и он заслоняет мне все.
MetalKings: Что по твоему мнению стоит читать подросткам, что бы начать формировать свои мысли и стоит ли им читать тебя?
Л.Н.: Я считаю, что правильным будет, если молодежь начнет читать с Маяковского. Это хороший вкус прививается сразу. Пушкин слишком тяжелый для детей, и они не понимают в чем его крутость. Я не понимал крутость Пушкина до 30 лет, даже когда уже писать начал. Но всему свое время. Многие поэты сейчас поливают и Пушкина и Маяковского, но они это от необразованности, от невежества. Но это тоже хорошо, необразованность и невежество дает испорченность языка, что способствует его становлению, того самого «новоязу» к которому футуристы стремились. Поэтому я бы посоветовал детям начинать с футуристов или ОБЭРИУтов: Хармса, Введенского.. Ставить их сразу же с детства перед тем, что они окажутся не в упорядоченном мире как им объясняют в школе, а столкнуться с тем, что есть на самом деле - с хаосом. Детей надо приучать быть личностью, если он личность он сам выберет что ему почитать. Но все равно это надо последовательно проходить. Я говорю, когда мне Пушкина преподавали, я испытывал отвращение, когда я сам его начал читать, я его полюбил. Пока человек сам не прочитает, он не будет ничего делать. Поэтому ущербно все, что у нас происходит сейчас. Рано или поздно наступит похмелье от того что сейчас происходит вокруг нас и будет всем очень страшно и тяжело.
MetalKings: Способен ли в современном мире один человек, что-либо изменить?
Л.Н.: Не знаю. Сомневаюсь если честно. Если ты говоришь о политических моментах – наверно. Но политика как мы видим, меняет людей только к худшему, делает из них зверей или чертей. Я про политику ничего не могу говорить. А про объективный мир, который меня окружает, он, во-первых вне политики. Для меня он объективный, для вас он субъективный. Но я ничего кроме этого мира не знаю. Поэтому в моем объективном мире есть совершенно простые вещи, которые у каждого есть. «Не трахай подругу друга», «Не воруй», «Не крысь у товарищей», у каждого человека это есть и все это всё знают, просто в какой-то момент истории люди предпочитают затыкать уши и …становится страшно. Но это все понятно и объяснимо.
MetalKings: Как ты оцениваешь окружающий мир сейчас? Для себя, стало лучше, хуже?
Л.Н.: Для меня, если, к примеру, брать обстоятельства жизненные, для меня все стало вроде бы как лучше. Все удобней, я могу читать стихи, когда захочу, могу издаваться, могу писать альбомы. Но в тоже время я же вижу, что происходит я же не слепой. Все стало намного хуже, чем было раньше. И мне страшно, как всем нам, но мы свой страх не хотим показывать, поэтому молчим. Посмотрим, к чему нас это молчание приведет.
MetalKings: У Вуди Алена в фильме «Полночь в Париже» главный герой, молодой писатель, считает, что родился слишком поздно, и вот во времена Хемингуэя была настоящая литература. В итоге он переносится во времени, видит Эрнеста, который говорит что сейчас упадок, а вот времена Рембо был расцвет и так далее. Не находимся ли мы сейчас в точно такой же ситуации, считая, что раньше было лучше?
Л.Н.: Мне есть с чем сравнивать. Я видел 80е, я видел 90е, я видел нулевые, я вижу 10е. Все что сейчас происходит очень похоже на то, когда я был маленький, то есть я вернулся в детство в 80е. Я не вижу изменений никаких, только декорации поменялись вокруг нас, бутылки иностранные, водка иностранная, еда, а что поменялось в головах? На самом деле клиника-то пошла еще дальше. Я нисколько не жалею о своих социальных инициативах которые проявлял раньше, которые мне сейчас кажутся неуместными. Я не жалею что такие альбомы записывал. Мне кажется, они сейчас будут слушаться еще актуальней, чем тогда. Вот почему можно судить, как время изменилось. Что наш альбом «Гексоген» сейчас слушается актуальней, чем 12 лет назад. Я молчу об ультиматуме.
MetalKings: Ему еще предстоит выстрелить
Л.Н.: Вот именно. Мне многие люди говорил «Лёх, а как ты мог так «Ультиматум» записать, это же сейчас все происходит?». Я не знаю, я как кошка тогда был. Я и сейчас как кошка, только я не знаю что с моим новым альбом сейчас. На самом деле сведена сейчас только 1 песня. Если все песни будут сделаны как это песня, я буду очень доволен.
MetalKings: А вы новые песни не исполняли на концертах?
Л.Н.: Нет. Мы с 2007 не исполняем новые песни, до их выхода. Потому что когда мы выпускали, к примеру, «Свободу слова»,…. все альбомы очень жестко подвергаются критике, потому что люди не готовы. Но это критику я понимаю, но когда критикуют то, к чему ты не прикладывал руку – обидно. Поэтому мы новые песня сейчас не играем….. Потому что мне предъявили на «Свободе слова» - это все песни старые. Хотя эти все песни в этом году записаны, мы их играли в Питере. Сейчас это вообще не реально. Тогда хотя бы их можно было играть, сейчас все на телефон запишут и выложат в сети с тем звуком, с которым нельзя. Если первое впечатление от песни будет с таким звуком, я повешусь. Поэтому я не даю пацанам эти песни на концертах играть. Хочу, что бы сначала люди услышали, как эти песни в голове у меня играют. А потом мы уже за этой картинкой будем сами следовать. И в туре мы уже сами будем постигать этот альбом. Знаешь, как тяжело первое время играть новые альбомы. Ты сам еще не освоился в этом альбоме, ты еще сам не понимаешь, что ты сделал по большому счету, потому что все делается интуитивно и только потом этот альбом разворачивается и уже начинает тобой командовать. Это как «Ультиматум» в свое время. Я когда его выпустил, я был напуган. Внешне этого не показывал, но я не понимал, что я вообще сделал. После «Порядка вещей», закономерно было бы «Ключи от всех дверей» выпускать. У меня были уже наметки этого альбома, как он будет звучать. Но что-то произошло во мне, и я подумал: «Нет, я пока не буду этого делать». Мы записали «Ультиматум», а потом грохнул Киев.
MetalKings: Сейчас вокруг очень много музыки талантливой не талантливой, разной.
Л.Н.: Мне нравится, что панк снова стал в моде. Мне нравятся молодые группы, которые начали сейчас появляться, они совсем с другим форматом в голове. Это очень хорошо и даже формата у них нет в том то и дело. Раньше если группа начинала играть, только панк или только грандж. А сейчас ребята начинают играть и сами не знают что. Мне это в них больше всего нравится. Отличная группа питерская есть dr. Bormental, мы как то играли с ними. Я подхожу к ним: «Ребята это же круто, а как у вас стиль называется?», «Забей на эти стили Лёха». Когда они мне это сказали, я понял, что это круто, что они ни от какого стиля не зависят как раньше.
MetalKings: Давай поговорим о доступности музыки. Если раньше ты слушал один альбом месяц, то сегодня ты слушаешь 50 пластинок и не успеваешь понять музыку.
Л.Н.: Так со всеми такая фигня. И со стихами то же самое. И с театром, и с фильмами, и с архитектурой это все произошло. С сознанием людей то же самое. Мы получаем сейчас клиповое мышление, от которого мы думали, отказались в 80е. Посмотри клипы 80х, там все четко, то, что сейчас с нашими головами делают. Все очень смешно, даже Триллер Майкла Джексона уже смешно смотрится. Сейчас все конечно очень изменилось, мы очень много знаем, но не успеваем это анализировать. И с историей происходит то же самое, а это страшно. Ладно бы это происходило с гуманистическими науками, а это уже происходит с историей. Теперь уже история подвергается жестокому постмодернистскому натиску. Если раньше этому натиску подверглась сначала литература потому музыка, теперь ему подвергается история и вместе с ней политика. Что мы сейчас имеем? Мы имеем чистый постмодернистский дискурс в котором каждый прав в своей теме. Каждый по-своему прав – если так вдуматься. Но это же не так. Тогда можно сказать, что и Гитлер был по-своему прав – но это же не так. Демократия беременна национал социализмом это очевидно. Мы можем это наблюдать.
MetalKings: Должен ли поэт/музыкант нести ответственность за то, что он создает?
Л.Н.: К несчастью это так. Это не от нашего желания зависит. Я могу сказать что должен, могу сказать, что не должен. Но по судьбе получается, что все равно за базар надо отвечать. Вот наша интеллигенция заявляет, что народ - быдло. А так нельзя. Народ это часть природы, ты - народ.Я-народ… Как можно говорить – солнце - быдло? Конечно, оно светит ни тогда когда тебе нравится, извини конечно, но оно светит или не светит. За базар приходится отвечать, а сейчас такое время, когда все будут за него отвечать и это факт. Ну что делать, ответим. (смеется).
MetalKings: Не было мыслей распустить группу?
Л.Н.: Нет, никогда не было.
MetalKings: Песню «Любовь и вечность» ты специально для Психеи писал или подарил свою?
Л.Н.: Все было так. Мы репетировала на одной точке тогда с Психеей, я слонялся по ней и Дима слонялся. И мы с ним сели поговорить. Он говорит, что с текстами какая-то херня и я ему написал текст за 20 минут. Он конечно большие изменения внес особенно во второй куплет, мне кажется правильные. Дима очень хороший мелодист. Он ушел, и я уже слышу, как они через 30 минут эту песню репетируют. Мне на само деле понравился результат совместный. У Димы очень хороший вкус.
MetalKings: Раньше ПТВП ездил с концертами в Европу, а сейчас уже давно нет. Есть ли объективная причина?
Л.Н.: Объективная причина, что русский рок там совершенно никому не нужен. Или так. Музыка на русском языке. Единственно если ты не фолк играешь, ты не кому нахер не нужен. На тебя придут иммигранты 30 человек, это не интересно. На этом погорели многие группы, которые поехали туда. Они поняли, не только же мы одни теперь туда не ездим. Я знаю, что Ленинград очень популярны в Америке, но опять же, среди русскоязычного населения. Я с трудом представляю себя техасца который сидит под кактусом и слушает Ленинград. Но на самом деле это было бы не хило, я думаю Шнурову это понравилось бы. Есть какие-то группы, которые сориентировались под сцену и изменили свой стиль на, то, что я называю фолком, вот они еще как то выступают в Европе. Но для нас, особенно когда мы были максималистами, это расценивалось как предательство, если хочешь. Поэтому многие наши альбомы воспринимаются негативно вначале, потому что воспринимают его как предательство. Мы ведь, меняем стиль и очень резко и вот сейчас, то же самое будет. Когда мы выпустим альбом, польется очень тяжелая критика, я к ней готов. Все кто слушал с «Ультиматума» перенесут жесточайшее разочарование, потому что они думают, что сейчас будет продолжение. Но если они послушают последнею песню, видно, что продолжения не будет, потому что «Андеграунд» это песня после которой не возможно, что-либо играть. Это очень тяжелая песня. Я ее записывал на табуретке и специально делал такой звук плохой. Это был сигнал, что ничего не будет больше такого дальше. На «Ультиматуме» я высказался в полной мере по всем социальным вопросам, политическим, поэтому мне сейчас это не надо. Если кого-то интересует мое отношение, он может послушать песню с «Ультиматума» и все понять. Мне не нужно для этого давать пространные интервью. Я полагаю, что на все вопросы, которые задаются журналистами, они сами могли бы найти ответы через тексты. Если я этого не достиг - это плохо. В идеале мне нужно создавать такие песни, что бы у тебя не было нужды меня спрашивать о чем- либо. Тебе бы было все понятно. Тебе бы не нужны были бы мои слова, ты сам все сел и написал за меня. Вот такой должен быть альбом. Не знаю, запишем ли мы такой.
MetalKings: Сколько песен уже известно будет? Как будете распространять?
Л.Н.: Выложим в интернет в свободное скачивание, плюс попробуем выложить на iTunes. Десять песен будет.
MetalKings: Последний русский поэт?
Л. Конечно нет, кто это говорит? Я может это и говорил, но со смехом. Конечно я не последний поэт, сколько их ездит, я молчу о хороших поэтах как Родионов, Емелин, много хороших поэтов. Был момент в моей жизни до 2010 года, когда я себя очень выпячивал. Тогда у меня была идея, что зритель должен быть оскорблен в своих лучших чувствах, я об этом думал. Но я за это время очень сильно изменился, сейчас вообще-то 2014 год. И я уже не тот, каким был на «Свободе слова» даже, я даже не тот которым был на «Зеркале». Хотя в принципе альбом этот третий, он завершает трилогию, которую я начал с «Зеркала». «Зеркало», «Порядок вещей» и заканчивают это линию «Ключи от всех дверей». Как «Ультиматум» заканчивают линию начатую «Гексагеном». «Гексаген», «Свобода слова», «Ультиматум». Они на самом деле между собой очень сильно перекликаются. В новом альбоме все песни будут называться односложно: Дворы, Сказка. Единственная песня, которая будет с длинным названием «Ни чего не изменить», там в самом конце, мы сыграем такой кусок, который мы не играли никогда, а придумал его еще наш первый гитарист Коля Бенихаев, но мы тогда не могли его играть, потому что все были панками. И Егор пришел в нашу группу именно из-за этой мелодии, наш басист тогда не мог ее сыграть. Я тогда спросил у Коли, как мы эту песню будем играть и так мы познакомились с Егором. Этот альбом, какая-то точка в нашем развитии, и поле него надо будет идти дальше. Это будет очень тяжело, я это знаю. Для меня сейчас самое главное донести до слушателя из моей головы в его голову. Вроде бы через инструменты и руки наш камень прошел, они огранили его, сделали лучше, а драгоценный ли он я сам не знаю. Я же нашел его у себя в голове. За 2 месяца я написал его, декабрь-январь этого года. Эти ужасные события все, а я сидел и писал. Я сейчас слушаю эти песни и думаю, как же я это написал, мне нравится, но я не понимаю как, исходя из чего я это написал?
MetalKings: Если в итоге ключ все-таки подойдет ко всем дверям, что дальше?
Л.Н.: Я не знаю. Для меня это мечта, что я бы подобрал ключ от всех дверей. А когда ты о чем-то мечтаешь, ты же не можешь видеть дальше мечты, ты видишь только мечту как конкретную цель, а что за ней будет мы знать не знаем. Для меня главное мою мечту сделать ближе ко мне. Записать альбом… Каждый наш альбом это попытка записать идеальный альбом, естественно она каждый раз проваливается, и это хорошо для мотивации. Но сейчас эта идея мне не нравится (смеется).
MetalKings: Что-то хорошее для тех, кто дочитал до этого места.
Л.Н.: Оставайтесь людьми. Раньше я думал, что это просто красивая фраза, а теперь я понимаю, что вариантов нет. Единственное что я могу сказать в конце интервью и пожелать нам всем – оставаться людьми.
MetalKings: Спасибо тебе.
Беседовал: Валентин Цапков
Фото: Тая Овод
За помощь в организации интервью спасибо Якямсевой Екатерине.